«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Обеспечение равных прав и равных возможностей для ребёнка с отклонениями в развитии, прежде всего, означает возможность быть рядом с обычными сверстниками, возможность получить образование.
Инклюзивное образование – организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных организациях, оказывающих необходимую специальную поддержку детям с учётом их возможностей и особых образовательных потребностей.
Цель инклюзивного образования – создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Для достижения поставленной цели в МБОУ «Гимназия» решаются задачи:
- создать безбаръерную школьную среду;
- создать эффективную систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся, обеспечивающую максимальную коррекцию недостатков их психофизического развития;
- обеспечить освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- сформировать у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 году приказом Управления образования и науки Тамбовской области от 15.02.2013 года № 374 «О реализации мероприятий по формированию в области сети базовых общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2013 году» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» стало базовым учреждением по реализации Государственной программы «Доступная среда». С 2013/2014 учебного года обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды МБОУ «Гимназия» получают образование в соответствии с базовым учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, с 2016/2017 учебного года – по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, а с 2020/2021 учебного года по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, в том числе индивидуально.
В 2020/2021 учебном году в МБОУ «Гимназия» обучаются 56 человек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. Из них:
Начальное общее образование
(1-4 классы)
Вариант основной общеобразовательной программы | Количество обучающихся | ||
всего | в том числе | ||
дети-инвалиды | обучаются на дому |
||
АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) | 7 | 0 | 0 |
АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) | 2 | 0 | 0 |
АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) | 2 | 2 | 2 |
АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3) | 1 | 1 | 1 |
АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) | 10 | 0 | 1 |
АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2) | 1 | 1 | 1 |
АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) | 2 | 2 | 2 |
АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) | 5 | 2 | 4 |
ИТОГО | 30 | 8 | 11 |
Основное общее образование
(5 классы)
Вариант основной общеобразовательной программы | Количество обучающихся | ||
всего | в том числе | ||
дети-инвалиды | обучаются на дому |
||
АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) | 1 | 1 | 0 |
АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) | 1 | 0 | 0 |
АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 4 | 2 | 1 |
Основное общее образование
(6-9 классы)
Вариант основной общеобразовательной программы | Количество обучающихся | ||
всего | в том числе | ||
дети-инвалиды | обучаются на дому |
||
основная общеобразовательная программа основного общего образования | 3 | 3 | 1 |
базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений III вида | 1 | 1 | 1 |
базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений IV вида | 1 | 1 | 0 |
базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VI вида | 1 | 1 | 0 |
базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VII вида | 2 | 0 | 0 |
базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VIII вида | 13 | 5 | 3 |
ИТОГО | 21 | 11 | 5 |
Среднее общее образование
(10-11 классы)
Вариант основной общеобразовательной программы | Количество обучающихся | ||
всего | в том числе | ||
дети-инвалиды | обучаются на дому |
||
основная общеобразовательная программа среднего общего образования | 1 | 1 | 0 |
ИТОГО | 1 | 1 | 0 |
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Социализация именно этой категории детей в условиях современной жизни и их творческое развитие – аспект пристального внимания педагогического коллектива МБОУ «Гимназия»!!!